Поиск по сайту:

Движущие силы психики школьника

Ребенок рождается беспомощным существом, обладая только безусловными рефлексами, и с первых минут жизни ему помогают приспосабливаться к окружающей среде. Мы покупаем подгузники, игрушки и предметы обихода для малыша. В результате у него образуется сложная система условных рефлексов: под влиянием окружающих формируются навыки и привычки, отношения, активизируется деятельность, направленная на познание предметов и явлений окружающей действительности, в том числе с помощью тетрадей ГДЗ - https://polinkin-gdz.ru/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-2-klass-pleshakov/.

Эта активность самого ребенка, его опыт, накопленные знания играют большую роль в его развитии. В процессе общения у малыша складывается собственная «внутренняя позиция», он руководствуется ею в своем отношении к предметам, явлениям, к людям и самому себе.

Так, для развития психики дошкольника решающее значение имеют те отношения, которые складываются у него с близкими людьми (родителями и воспитателями), для младшего школьника — отношения с учителем, для подростка — отношение с товарищами.

Психическое развитие — сложный процесс. Чтобы его понять, необходим анализ не только объективных условий, которые воздействуют на ребенка, но и особенностей его психики, через которые преломляются эти условия. Каковы же движущие силы развития психики?

Движущим силами психического развития личности являются противоречия, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания. Например, потребность в общении с человеком, который ухаживает за ребенком, и ограниченные возможности для общения (неумение произносить звуки) стимулируют развитие речи в раннем детстве.

Движущей силой развития психики младшего школьника является противоречие между потребностями, возникающими в процессе учебной работы под влиянием учителя, коллектива, и уровнем развития школьника, его знаниями, умениями, навыками. Например, противоречия, между потребностью решать более сложные задачи и привычными способами мышления, не позволяющими их решить, побуждают учащегося овладевать более совершенными способами мышления.

Противоречия между потребностью хорошо вести себя на уроке (как требует учитель) и привычками, сложившимися до школы (неустойчивость внимания, слабость волевых усилий, повышенная эмоциональность), стимулируют развитие положительных привычек: устойчивость внимания, сдержанность и т. д.

Учитель должен всегда помнить, что потребности ребенка развиваются под влиянием взрослых, в первую очередь воспитателя. Он же создает условия для разрешения противоречий между возможностями и потребностями учащихся. Например, программа начальной школы уделяет большое внимание организации внеклассного чтения и познания окружающего мира - https://polinkin-gdz.ru/rabochaya-tetrad-okruzhayushhemu-miru-4-klass-pleshakov-2/.

Выразительное чтение учителя и содержание прочитанного рождают у ребенка потребность читать, хотя навыка самостоятельного чтения еще нет. Возникающее противоречие между потребностью в чтении и возможностью ее удовлетворения становится движущей силой развития навыков чтения. При этом надо учитывать степень разрыва между возможностями учащихся и потребностями, возникающими в результате требований учителя. Если этот разрыв очень велик (требования значительно выше возможностей ученика), нужных условий для разрешения противоречий не создается, учащийся значительно отстает в своем развитии. Если же этот разрыв очень мал, то противоречия не возникает и, следовательно, развитие тормозится.

 

 

Комментируем (авторизация Фейсбук или Вконтакте):