Поиск по сайту:

InvestArt: инвестиции в искусство или искусство инвестиций.

Я уже писал о первом детском знакомстве с картинами. Также я писал и о тяге к искусству, которая возникла в восьмидесятые годы – наверное, в основе этого влечения был антагонизм – нам не нравилось всё советское, и прежде всего соцарт. В противовес  ему западное искусство казалось как минимум глубокомысленным, а советских аналогов мы тогда не знали. Это ведь не рок-музыка, где мы любили (и покупали пластинки) Deep Purple и Pink Floyd, но знали и заслушивались «Машиной времени» и «Аквариумом» - современное русское искусство было в подполье и только для избранных.

А повесить на стены что-нибудь такое сильно хотелось. И мы попросили знакомую художницу нарисовать картины по мотивам рисунков из альбома Вазарели – оформленные багетом большие  холсты получились совсем как настоящие, ввергая в зависть гостей. Ещё через несколько лет, приехав в Венгрию (это была наша вторая страна после Польши), сразу отправились в музей Вазарели и купили там оттиск его работы – с номером и печатью. Кстати, обошёлся он меньше чем в 100 долларов, а недавно я видел в какой-то московской галерее нечто подобное уже за 4500 евро.

Дмитрий Краснопевцев.  "Камни".

Но это всё были цветочки. По-настоящему любовь к живописи обуяла меня в 1992 году. Тогда я очень хотел построить в Екатеринбурге здание, чтобы посадить туда расплодившиеся фирмы, в которых мы были учредителями. Всяческих ALVO-Базисов, ALVO-Трейдингов и прочих ALVO расплодилось больше десятка, а с помещениями тогда было напряжённо.  Архитекторы сделали нам красивый проект, но нужна была земля. Чтобы город  дал кусочек земли в центре, мы хотели предложить ему музей современного искусства – на первых двух этажах музей, а выше офисы, как у Дональда Трампа в Нью-Йорке. 

Дело было за малым – собрать коллекцию. А кто лучшие специалисты? Конечно, музейщики! В общем, я пришёл в Свердловский музей изобразительных искусств и предложил – давайте сделаем совместный фонд, мы даём деньги на закупки, а вы – свои связи и таланты. И у города будет новый замечательный музей!  Договорились в пропорции  60 процентов акций нам и 40 процентов  - музейщикам. Я придумал громкое название «Русский Художественный  Фонд» - чтобы художникам легче было расставаться со своими работами – и вперёд, за шедеврами! 

Два года Света с музейными девушками ездила в Москву. Что-то купили в галереях, одну работу пришлось купить на аукционе (правда, договорились с аукционистом  Михаилом Каменским – он сейчас руководит русским Сотбисом – чтобы графика Василия Чекрыгина досталась нам по стартовой цене), но большую  часть коллекции приобрели непосредственно в мастерских. Художники видели знакомые музейные лица и название «Русский Художественный Фонд», слушали рассказы про будущий замечательный музей – и расставались с работами легко (правда, надо учитывать и всеобщее безденежье начала 90-х).

Дальше всё как обычно в нашей стране – землю под музей нам не выделили. Позже выяснилось, что надо было просто дать взятку главному архитектору города в размере квартиры для дочери – это, кстати, обошлось бы дешевле картин. Но мы не расстроились -устраивали выставки,  коллекционирование нам нравилось, всё было замечательно. В 1995 году мы со Светой переехали в Москву и разделили фонд как положено по пропорциям. Музейщикам мы отдали самые большие и самые «музейные» вещи (они, кстати, потом сильно подорожали). Себе оставили то, что легко хранится и на что приятно смотреть – и нисколько не жалеем.

Так как сайт про инвестиции, попробуем подвести какие-то итоги. Вложения в Русский Художественный Фонд составили около 27 000 долларов. Сейчас один Василий Чекрыгин, купленный за 3000 и оставшийся в музее, стоит 200 – 300 тысяч. То, что досталось нам (где-то на 15 000), очень разнородно по составу – что-то совсем неликвид, что-то можно хоть как-то оценить – в целом за 20 лет подорожало в пять – семь раз. Конечно, на 15000 долларов тогда можно было купить 12000 ваучеров, поменять их на 25 миллионов акций Газпрома (за один ваучер давали 2000 - 3000 акций) и иметь сейчас 100 миллионов долларов – но их ведь на стену не повесишь!  И это совсем другая история.

Предыдущая статья << В. Аликин >> Следующая статья

 

 

Комментируем (авторизация Фейсбук или Вконтакте):