Поиск по сайту:

Секрет невероятной реалистичности картин эпохи Возрождения.

Студенты художественных вузов знают, что в 15 веке  в живописи произошел резкий перелом — Ренессанс. Около1420-х годов все внезапно стали рисовать намного реалистичнее, со множеством деталей, добавляя свет и объем? Загадка разрешилась, когда художник Дэвид Хокни взял в руки лупу.

Он увеличил на ксероксе рисунки французской академической школы 19 века. И эти копии напомнили ему работы Уорхола, когда тот проецировал фото на холст и затем обрисовывал его. Судя по всему в позапрошлом веке использовали устройство,  которое представляет собой конструкцию с призмой, закрепленной, например, на стойке к планшету. И художник, глядя на свой рисунок одним глазом, видит реальное изображение, а другим — собственно рисунок и свою руку. Получается оптическая иллюзия, позволяющая точно переносить пропорции реальные на бумагу. А это как раз и есть «залог» реалистичности изображения.

Затем Хокни вместе со своей командой развесил по стенам сотни репродукций картин эпохи Ренессанса. Вначале просто предположили, что в 15 веке художники пользовались камерой-обскурой, которая известна еще со времен Аристотеля и формирует проекцию  в перевернутом виде, правда не четкое и размытое изображение. Пришлось привлечь с решению проблемы физика Чарльза Фалко. Разгадку помогла найти картина «Портрет Четы Арнольфини» Ян Ван Эйка, фламандского живописца эпохи раннего возрождения.

Картина написана в 1434 году и тут интересен  подсвечник, на котором удивительно реалистично изображение металла и бликов — до этого художники даже и не пытались этого делать. Воссоздав точную трехмерную модель люстры, команда Хокни убедилась в том, что люстра на картине нарисована точно в перспективе с одной точкой схода. Разгадка была на самой картине - зеркало, изображенное на стене, выпуклое. Следовательно были и зеркала наоборот — вогнутые. Такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Размер четкой, сфокусированной части проекции мог быть около 30 квадратных сантиметров — а это как раз размер голов на множестве портретов эпохи Возрождения.

Камера-обскура с линзой была невероятной революцией в визуальном искусстве, поскольку теперь проекция могла быть любого размера, однако в зеркальном отражении. И это привело к большому количеству левшей в живописи на ранних этапах использования оптики.  Еще одной проблемой была фокусировка. Дело в том, что некоторые части картинки при одном положении холста под лучами проекции были не в фокусе, не четкими. Для того, чтобы увидеть какую либо часть в фокусе, нужно изменить положение холста под лучами проекции. Но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях.

Безусловно все художники использовали линзы по-разному. Кто-то для набросков, кто-то составлял из разных частей — ведь теперь можно было сделать портрет, а все остальное дописать с другой моделью или же вообще с манекеном.

Наконец в начале 19 века Вильям Генри Фокс Тэлбот, воспользовавшись камерой-люцидой — той самой, в которую надо глядеть одним глазом, а рисовать руками, выругался, решив что с таким неудобством надо покончить раз и навсегда, и стал одним из изобретателей химической фотографии, а позднее популяризатором, сделавшим ее массовой.

С изобретением фотографии, монополия живописи на реалистичность картинки пропала, теперь фото стало монополистом. Изобретение фотографии — это самое лучшее, что случилось с живописью за всю ее историю. Больше не нужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников в понимании визуальной музыки и перестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими».

Вокруг теории Хокни-Фалко множество споров. Но зерно истины в ней, безусловно, есть. Что касается искусствоведов, критиков и историков — даже представить трудно, сколько научных трудов по истории и искусству на самом деле оказались полной ерундой, это же меняет всю историю искусства, все их теории и тексты. И оказывается,  что в этих картинах есть самая настоящая реальность — ведь именно так выглядели люди того времени, вещи, помещения, города. Это самые настоящие документы.

Источник

 

 

 

Комментируем (авторизация Фейсбук или Вконтакте):