Поиск по сайту:

Война музеев

Отношения России и Германии в последние десятилетия менялись лишь в лучшую сторону, и сейчас их можно назвать образцовыми. Тем более, по сравнению с отношениями России и других стран «восьмерки» - например, США или Англией.

Однако иногда между первыми лицами государств все же возникает недопонимание. Что-то подобное произошло во время визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Санкт-Петербург. В городе на Неве Меркель вместе с Владимиром Путиным участвовала в открытии выставки в Эрмитаже, посвященной произведениям древнего искусства бронзового века. Внезапно появилось сообщение об отмене визита Меркель. Якобы, открытие выставки должно было состояться без вступительных речей, а канцлер Германии планировала выступление, в котором должны были звучать упоминания «трофейного искусства»: ценностей, вывезенных из Германии во время войны.

К счастью, тогда ситуация благополучно разрешилась, несмотря на то, что вступительной речи все-таки не было. Тем не менее, «трофейные ценности» спровоцировали другой конфликт: между Эрмитажем и музеем имени Пушкина в Москве. Когда-то эта ценнейшая коллекция представляла собой два собрания картин. Москва всегда славилась ценителями западного искусства: эти люди и собирали коллекции, которые в дальнейшем, после революции, легли в основу музеев. Точно такая же история происходила и в Киеве – там были свои меценаты, благодаря которым сейчас столица Украины славится своими музеями. История распорядилась так, что собрания разделились между Москвой и Санкт-Петербургом, что повлекло за собой различные дискуссии между деятелями искусства.

Конфликт вышел наружу во время «прямой линии» с В.Путиным. Ирина Антонова, директор московского музея, во всеуслышание заявила о том, что коллекция должна вернуться из Эрмитажа в столицу. Было ли это импровизацией или срежиссированным вопросом – никто, конечно, наверняка не скажет. Но обычно на таких мероприятиях случайностям не место…

Корни этой истории уходят еще в царскую Россию. В Европе постимпрессионизм только набирал обороты, а в России уже были меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов, которые покупали картины Матисса, Пикассо, Ван Гога. Наталья Семенова, искусствовед и биограф Щукина, отмечала безупречный вкус коллекционеров. Благодаря Морозову и Щукину, музеи России могут представить вниманию посетителей уникальные картины.

 

 

Комментируем (авторизация Фейсбук или Вконтакте):